Кожа. Объем. Фактура. Текстура. «Мыло».

КРАТКИЙ ПЛАН СТАТЬИ:
— Из чего состоит кожа? Частоты.
— Факторы определяющие «мыло»
— Алгоритм, инструменты и правила ретуши


— Из чего состоит кожа? Частоты. —

Для того, чтобы разобраться, что такое «мыло», как на этапах ретуши так и на этапах съемки/видения глазами, и как же сделать ту самую, журнальную кожу, чтобы разобраться какой способ лучше:
— Частотка
— Додж берн
— Штамп
— Лечащая кисть
Для понимания применяемого инструмента — нужно понимать ЧТО делать.  Сложно делать табуретку, не зная из чего она состоит, верно? Сложно делать стул, думая о столе. А вот для того, чтобы знать ЧТО делать, нужно знать из чего оно состоит. Я не раз писал и говорил об этом ранее. Поэтому сегодня мы разберем из чего состоит кожа, да и не только кожа.
КАК делать — это вопрос строго индивидуальный, качество которого улучшается с опытом и количеством обработанных фотографий.
Давайте разберемся в составных частях кожи. На помощь нам придут частоты. Многие знают о методе ретуши — «Частотное разложение», многие знают о правиле, радиус должен примерно в 3 раза должно отличаться от высокой частоты, многие знают способ, но не понимают, что это принцип, и что это за принцип.
Метод частотного разложения может подойти для изменения, правки и чистки любых объемов, фактур и текстуры, то есть для всего сущего. Почему не ретуши? Ретушь, в моем понимании, понятие более узкое, охватывающее только работу с человеком, иногда элементы предметной съемки, еды и прочих популярных жанров фотографии, но я думаю мало кто из вас слышал — отретушируй дерево, кошку или небо. Поэтому мы говорим о изменении каких угодно визуальных объектов, ведь они состоят из одного и того же. В прошлый раз я писал о такой глобальной структуре, как Яркость и Тон, которые составляют любое видимое нами изображение, будь то фотография, снятая фотоаппаратом, на экране компьютера или все, что мы видим в режиме «онлайн» — глазами.
Частоты — не менее глобальная и всеобъятная структура. Все в нашем мире состоит из частот, которые складываются в единую видимую нами картинку. Давайте разберемся с основными частотами на очень упрощенной модели.
Частоты делятся на:
1. Глобальный свето-теневой и тональный рисунок, или по другому — объем. Самые крупные объемные элементы.
Близорукие-дальнозоркие люди прекрасно понимают что такое объем. Это когда размыты все границы до такой степени, что вместо лица мы видим сплошное цветное пятно с отличимыми тенями и бликами, что делают пятно объемным объектом. Вот наше «пятно»:
низкая частота
Сюда же входят остальные крупные объемные элементы, помимо лица: — Глаза, рот, уши, нос, брови и тд.
2. Фактура. Средние и малые объемные элементы.
Чтобы представить, что такое фактура, представьте объемный шар. Не круг! А шар. Шар — он объемный, на нем есть светотеневой рисунок, тени, средние тона, света и блики, которые позволяют нам отличать плоские объекты от объемных. Представили вот такой шар?
Шар Объем АНФАС
А теперь добавьте много таких шаров на кожу, на столько много, насколько только можно. На коже много таких шаров. Поры, прыщи, бородавки, родинки, складки, пигментные пятна, «мурашки» от холода или прикосновения любимого человека. Все это фактура. Это МИКРО ОБЪЕМ. А микро объем — это множество маленьких объемных элементов, которые часто не различимы человеческим глазом в жизни без детального рассмотрения. Глаза, уши, нос, лоб, губы — по большому счету это все тоже объемы, но они крупнее, их мало и мы их не рассматриваем на частоте фактуры, а относим их часто к объему.
Абстрагируемся и разберем 1 см/кв кожи. Вот наша фактура на ней:
средняя частота
Надеюсь, стало более понятно?
3. Текстура. Самые малые, неразличимые объемные элементы.
Текстура это, фактически, все те же объемные элементы, но настолько маленькие, что мы видим только их границы, тонкие линии, резкие очертания, называйте это как хотите. Они настолько малы, что мы не различаем в них объема, а видим только их плоскую форму. На линии, проведенной ручкой в тетради, увидеть объем без микроскопа невозможно, верно? Это и есть текстура. Текстура это — волосы, ресницы, усы и усики, границы пор, не поры, а их очертания, граничащие с соседними элементами. Все это текстура. Давайте посмотрим и на нее:
высокая частота

А теперь самое время объединить наши частоты в сплошное видимое изображение:
Нормальная кожа с 3 частотами
Этот пористый батончик, на фоне черно-белой шоколадной глазури и есть наша кожа, условно конечно же. Условно, абстрактно и очень просто. Я всем и всегда рекомендую прибегать к таким упрощенным моделям при работе с чем либо возможным. Гораздо проще разобраться с шаром, нежели с лицом, верно? А принцип то — один и тот же. Глобальные законы всему писаны одинаково. Хотите разобраться с работой «Калибровки камеры» в Камера РАВ и ищите исходник? Не нужно. Скачайте самый простой, самый универсальный и самый показательный цветовой исходник из всех возможных — цветовой РГБ круг, или круг Итена. Более наглядно вы нигде не посмотрите и голая девушка или красивый образ от цвета отвлекать не будут. Одним словом — простая модель — наше все.
Что же мы видим в итоге на этой картинке?
Мы видим форму лица, его цвет и объем — плоское размытое пятно — глобальный свето-теневой рисунок.
Мы видим множество пор, прыщей и складок — шары — фактура.
Мы видим очертания пор и волосинки — четкие границы шаров — текстура.
Теперь мы понимаем условно и конкретно все составные элементы кожи, но переходить к инструментам еще рано, я должен еще рассказать про то, когда мы МОЖЕМ видеть все эти составные элемента, а когда НЕ МОЖЕМ. Помните я говорил, что все из этих частот состоят из объема, потом говорил про увеличение и микроскоп. Так вот, единственный показатель, который отличает Объем, Фактуру и Текстуру друг от друга — это увеличение и разрешение.
Увеличение. С частотами всегда работает одно, и его обратное, правило:
— При уменьшении рассматриваемого объекта — его объем переходит в фактуру, а фактура в текстуру.
— При увеличении рассматриваемого объекта — его текстура переходит в фактуру, а фактура в объем.
Конечно это крайне котегоричные примеры, но я думаю каждый из вас согласиться, что при рассмотрении крупного портрета мы увидим и волосинки и поры и объем на лице, а при еще более сильном увеличении, мы даже в волосах(текстуре) увидим свои фактурные элементы и текстуру, а сам волосок станет объемным. В то время как на полноростовом портрете этого же человека, нам будет трудно разглядеть не то что волосинки на прическе, но и поры и большие фактурные объемы, как глаза, и чем меньше объект, тем меньше его фактуры и текстуры.
Разрешение. Думаю тут и так понятно:
— Больше разрешение — больше фактуры и текстуры, меньше объема.
— Меньше разрешение — больше объема и фактуры, меньше текстуры.
Снятый портрет на старую нокию даст нам мало четкую картинку с размытыми границами(текстурой), еле различимую текстуру и тем самым все внимание переходит на объем фотографии. Снимая на айфо мы видим каждую деталь и уже меньше внимания уделяем объему и наполнению кадра. Поэтому гнаться за резкостью не нужно, она отвлекает от объема кадра и напрягает глаз — но об этом позже.

 

Факторы определяющие «мыло»

— — -Мыло в фотошопе- — —
Самыми главными причинами мыла на стадии ретуши являются:
1. Отсутствие фактуры, или по другому отсутствие средней частоты. Показать на схеме это можно вот так.
высокая и низкая частота без средней - мыло
Узнаваемо? Лично мне напоминает пористое мыло или шоколадку, если это разрезать. Это тот самый схематичный рисунок, когда вам пишут, что средняя частота вырезана. Наглядно это вот так. Видим светотеневой рисунок(объем), видим поры, благодаря этим самим границам(текстуре), но заполненности у пор нету. Нету самой фактуры.
2. Не идеальный светотеневой рисунок(объем/низкая частота), просто размытый из стороны в сторону, без понимания анатомии, объема предмета и направления света на него. Здесь рассказывать нечего, а принципы и правила работы с этой низкой частотой будут указаны ниже.
3. Повышенная текстура. Так же является причиной мыла. Рябистая резкость на фоне идеального светотеневого рисунка кожи смотрится как сальный, пробивной блик на коже. Пробивной? Это когда мы видим почти абсолютно белое пятно блика и резкие границы(текстуру) пор. Опять же напоминает пористое белое мыло в разрезе.
Вышерассмотренные причины мыльной кожи, относятся непосредственно к процессу ретуши и обработки, но может ли быть кожа мыльной изначально? Давайте разбираться.

— — -Мыло в жизни- — —
Мы уже знаем и понимаем, какая кожа является мыльной: чаще всего это безфактурная кожа. В жизни этой фактуры тоже может не быть.
— Первая причина это приближенность/отдаленность объекта, о которой я говорил раньше.
— Вторая — свет. На фактурность кожи будет влиять как и его жесткость/мягкость так и направленность.
Жесткость/мягкость:
Посмотрим на следующие схемы:
Шар Контраст АНФАС Шар Объем АНФАС
Шар Контраст ПРОФИЛЬ Шар Объем ПРОФИЛЬ
Шар Контраст ФАС Шар Объем ФАС
Будет очевидным то, что при жестком свете мы не видим градиента объема. Мы видим лишь две опреденные, контрастные яркостные области. Объем живет в яркостном градиенте, в мягких переходах яркостей, а не в определенной яркости. Определенная яркость это просто двухмерное пятно, что очень хорошо демонстрирует первый рисунок из 3 схемы. Мы там видим просто белое пятно. На втором видим два полукруга — черный и белый, но мы не можем сказать, что они объемны, а фактура — объемное явление. Следовательно делаем вывод:
Фактура(средняя частота) и светотеневой объем(низкая частота) — живут в мягком свете. И запомиаем два простых правила:
— Жесктий свет — это контраст. Мягкий свет — это объем.
Фотография с жестким светом по природе мыльная.

Большинство фешн снимков это портретная тарелка с жестким светом. Это почти солнце. Нам нужно подчеркнуть контраст и яркостные границы, но никак не проявить объем, так как его изначально нету и быть не может, значит и про фактуру и «мыло» мы забываем, в следствии его природного отсутствия.
Направление:
Мы поняли что объем это мягкий свет, но возможно и это еще не все. Это так. Не нужно быть профессором фотографии, чтобы заметить очевидное — максимально объемно и красиво мы видим объем на 1 схеме. Это полубоковое освещение сверху, как его называют, академическое, под 45 градусов. Вторая схема так же демонструрует объем. Третья схема — наменее объемная. Мы видим только половину градиента, мы не видим теней, а значит мы не видим половину из всего возможного объема. С чем это связано? Все очень просто. Фронтальное освещение совпадает с направлением взгляда и камеры фотографа, свет равномерно обволакивает все объемы и мы не видим половину возможных структур. Вы ведь не видите граней коробки если смотрите на ее сторону прямо, верно?  Добавим то, что фактурные объемы крайне мелкие — отсюда и почти полное отсутствие фактуры. Поэкспериментируйте с различными источниками света и яблоком, помидором, да хоть своим кулаком — вы откроете для себя много нового, или напомните банальное, но крайне важное и забытое, старое.
Заметили? Вы заметили как банальное упрощение в виде круга помогает решить многие, совершенно разные, задачи по обучению и получению определенного знания? Упрощайте и создавайте образы, структуры и схемы. Упрощенная структура в виде того же шара или РГБ цветового круга не привязывают вас ни к свету, ни к жанру, ни к образу, ни к автору и его навыкам чтобы повторить его обработку, она вас не привязывает ни к чему и дает простой вечный расходный материал для отработки навыка. Это чистая и абсолютно «раздетая» от всех отвлекающих факторов, заготовка, которую можно изучать бесконечно долго, получая каждый раз новую информацию. Это чистый цвет и чистый объем. Образы всегда помогут нарастить все остальное, сохраняя суть, но об этом было написано в моей прошлой статье — рекомендованной к чтению.
Я даже не буду упоминать грим, визаж и другие способы искуственно изменить пористость/фактурность кожи, думаю это само собой очевидное.
Главное, что я хотел сказать этими примерами выше — не ищите фактуру и объем, там где его нету. Повторюсь:
— Для фотографии с мягким светом стоит две главные задачи: Подчеркнуть объем изображения и убрать ненужные детали в светах и тенях.
— Для фотографии с жесктим светом: Подчеркнуть жесткость/контраст изображения, и скрыть ненужные детали в тенях и светах.

 

И наконец приходим к практической части:
—Алгоритм, инструменты и правила ретуши—

АЛГОРИТМ:
Последующий алгоритм придется просто запомнить.
Мы разобрались, что есть 3 основные частоты и для более гибкой и тонкой работы нужно редактировать каждую отдельно, поэтому:
1. открываем изображение и создаем 3 копии.
bandicam 2018-05-11 10-18-11-832
2. Создаем нижнюю частоту — глобальный объем — нижний слой. Здесь работает два правила — Размывать до тех пор, пока не пропадут ФАКТУРНЫЕ структуры, то есть все прыщи, поры, складки, мешки и тд. Второе правило — размывать до тех пор, пока не начнет пропадать форма предмета. Если вы размыли частоту так, что у вас нету ни прыщей ни формы лица — вы сделали не правильно. Форма лица и его главные объемные области всегда должны читаться, в этом и есть суть низкой частоты — убрать все, кроме объема.
bandicam 2018-05-11 10-18-44-011

3. Создаем высокую частоту — текстуру — верхний слой. Суть высокой частоты, как мы помним, только плоское изображение самых тонких линий, следовательно подбираем радиус так, чтобы только начинали виднеться волоски и самые маленькие поры. Повторюсь, начинали, а не хорошо и четко отображались. В моем случае это 0,5 пикс. Запоминаем радиус пикселов, это значение нам понадобится позднее.
bandicam 2018-05-11 11-27-12-521
А вот делать НЕ надо. Текстура не должна быть видна, настолько четко, на высоком слое. Так как сюда уже могут перейти фактурные элементы, которых вы не заметите. К тому же чем больше попадет на фактуру, тем проще будет работать. Разница в 1,5 пикселя, но визуально отличие колоссальное.
bandicam 2018-05-11 11-28-06-036
4. Переводим режим наложения текстурной частоты в «Линейный свет» и применяем к нему корректирующий слой Яркость/Контрастность со значением -50, тоесть ползунок контраста до конца влево. Не спрашивайте зачем, там очень много технической научной информации, которая вам не нужна и никак не поможет. Просто сделайте так и запомните, что на этом слое нужно понижать контраст в 2 раза.
Картинка с Объемом и Текстурой, но без ФАКТУРЫ будет выглядеть так:
bandicam 2018-05-11 10-20-53-639
Узнаваемая картинка? Мы об этом говорили в начале статьи. Вот наше «мыло», и пока мы добавим сюда фактуру — оно не изменится.
Так работает способ ретуши называемый как «Инвертированный Хай-пасс» или «Инвертированный цветовой контраст».
Мы создали Низкую частоту, мы создали Высокую частоту, где будет лежать средняя? Это все то, что лежит между радиусами нижней и высокой. Чтобы это получить, нам нужно вычесть из нижней частоты нашу средюю и размыть ее на значение высокой.
5. Выбираем средний слой. Заходим в «Изображение» — «Внешний канал» из источника слоя выбираем наш слой с нижней частотой, он у меня подписан «30». «Наложение» — Добавление
«Масштаб» — 2
Галочка на инвертировать.
P.S. Это настройки для изображения в 16-битном формате. Я рекомендую работать именно с таким. Проверить какой у вас режим или изменить его можно в «Изображение» — «Режим» и выбрать 16-бит, если он не стоит по умолчанию.
bandicam 2018-05-11 10-21-20-509
6. Размываем полученное изображение на радиус высокой частоты. В моем случае это было 0.5 пикс.
7. Меняем режим наложения слоя на «Линейный свет» и собираем слои (3+1 кор слой с контрастом) в группу.
P.S.S. — Уменьшать контраст в 2 раза на среднем слое не нужно, это сделал «Масштаб — 2» в «Внешнем канале».
Видим что изображение после и до раскладки не меняется.
bandicam 2018-05-11 10-22-07-893 bandicam 2018-05-11 10-22-10-801

ИНСТРУМЕНТЫ и ПРАВИЛА
Теперь, мы можем тонко работать с каждой частотой, не залазя в огород другой. Уже мы никак не сможем наделать мыла, если будем убирать только не нужные фактурные элементы, сохраняя все остальные анатомические объемы.
Как работать?
0. Для удобства работы с высокой и средней частотой я рекомедую использовать корректирующий слой, поднимающий контраст, выше нашей группы с частотами. Зачем? Контраст при работе с частотынм разложением это как лупа для увелира. Работать и глазами можно, но ведь с лупой видно лучше, правда?
1. Я всегда начинаю работу с нижней частоты. С объема. Так как считаю это самым важным в любой фотографии, и тем более портретной фотографии. Для меня объем составляет 70% удачного кадра, фактура 25% и текстура всего 5%.
Поясню почему. На картинах классиков вы навряд ли увидите множество текстурных элементов. Вы, в первую очередь, увидите синее пятно-море, коричневое-корабль. Вы увидите женщину, увидите белый стол и 13 людей, увидите желтую улыбающуюся женищу в черном. Другими словами вы увидите ФОРМУ, глобальный ОБЪЕМ. Яркостные и тональные пятна, которые этот объем составляют. Поэтому грамотный прорисованный и подправленный объем — это самое первое что нужно сделать.
Здесь нету определенных правил, вы наработаете это со временем. Главное вы должны держать в голове определенный упрощенный образ. Какой образ? Образ идеальной кожи. Что это такое идеальная кожа? Это плавные, ровные, анатомичные переходы свето-теневого градиента, как на шаре, в разделе фактура, и планые переходы тонов, без каких либо выделяющихся локалных пятен. Чаще всего это покраснения. Давайте снова обратимся к шару для примера, ведь вся наша ретушь на данном этапе складывается в выравнивание светотеневого рисунка(объема) и тональных переходов.
ШАР-Лицо-дефекты ШАР-Лицо-дефекты - ретушь объемШАР-Лицо-дефекты - ретушь цвет
Теперь инструменты для работы на нижней частоте. Что угодно! И никогда не слушайте того, кто говорит, что «Микс кисть для слабоков». Работать можно ЧЕМ УГОДНО. Хоть Микс кистью, хоть обычной кистью с малой непрозрачностью и забором цвета с соседней области, хоть штампом, хоть пальцем, хоть еще одним размытием по гаусу и маской, хоть выборочной коррекцией цвета, что я и сделал в данном примере, выровнять цвета, а кривыми яркость(хоть это и очень сложно и все равно понадобится маска). Я писал в прошлой статье, что все состоит из ЯРКОСТИ и ТОНА, а фотошоп и создан для того чтобы работать с этими составляющими, либо отдельно либо цельно. Весь фотошоп это сплошной инструмент для работы. Нету ИНСТРУМЕНТА и СПОСОБА, есть ПРИНЦИП того, что должно получиться. Поэтому забегая вперед, я спрошу у вас, Додж Берн это способ? Нет. Это принцип. Он точно так же влияет на яркость путем затмнения и высветления нужных областей, и чем же он отличается от частотного разложения если мы там делаем то же самое? Ничем. СПОСОБА НЕ СУЩЕСТВУЕТ, есть только ПРИНЦИП работы.
Задача ведь не меняется, она одна: выравнивание светотеневого яркостного рисунка(объема) и тональных переходов с сохранением анатомии, если работаем с человеком.
Более конкретно могу выделить пару правил, если они вам будут полезны
— Не размазывать блики. Блики это наше все. Блики это показатель объема. Показатель максимально близких к свету областей. Показатель многостороннего и многопланового лица, а не размытой бесформенной массы.
— Не размазывать из стороны в сторону. Размывать нужно исходя из анатомии мышц и светотеневого рисунка. Лоб — по горизонтали. Нос — вертикально. Под глазами —  полукругом горизонтально и снизу вверх, подбирая мешки и тд.
— Не делать резких обрубленных теней
— Не наращивать тени на всю боковую сторону носа. Нос не кирпичный, а более плавный, цилиндрический.
— Не вести идеально ровную и прямую скулу до низа челюсти.
— Не замыливать всю переднюю часть лица, делая однородную тональную массу от ресниц до губ. Глаза находятся в глазном яблоке, в ямке, а не растут на холме, на щеке.
2. Следующий этап — Фактура. Здесь, в большинстве случаев, заканчивается наша ретушь. Мы сумели сохранить ее, осталось только убрать не нужное. Прыщи, родинки, крупные выделяющиеся объемы. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не убираем мешки под глзами полностью, не убираем само веко прям под ресницы! Убрать веко на портрете, то же самое, что зашить рот. Натурально? Не думаю. Просто воспринимается это не так явно, как хотелось бы, но с временем вы научитесь видеть абсолютно все. Можете даже анатомический атлас полистать, только не просто смотреть на картнку, а смотреть и называть где что находиться, чтобы не забыть.
На стадии ретуши — вы пластический хирург, который убирает ненужное, сохраняя нужное. Вы увеличиваете или уменьшаете объемы, высветляя или затемняя их. Из более квадратного и острого лица делаете плавное, сглаживая светотеневые переходы. Если бы я попросил вас из коробки сделать шар, вы бы наверняка смяли ее, смяли, сгладили, тут работают те же принципы.
3. Текстура. Я писал, что мало уделяю ей внимания. Текстура это много маленьких элементов. Это как идущий снег.
Вы же не смотрите на каждую снежинку отдельно, не можете уследить за полетом каждой. Отвлекает и бесит, правда? Вы видите снегопад, но не снежинки.
Вы видите не песчинки в пустыне, вы видите желтые ровные формы барханов снизу и голубое сплошное пятно сверху. Вы видите форму и хотите ее видеть, не разглядывая кучу мелких деталей отвлекающих внимание и режущих глаз.
Девушки, вот правда ведь, вы видите ПРИЧЕСКУ, а не отдельные торчащие волосинки, вы видите плавные объемные локоны, но не то, из чего эта прическа состоит.
Держите эти образы в голове при работе с текстурой. Если мы все сделали правильно, вы почти и не увидите этой текстуры без контраста. Убирите торчащие волосинки, возможно следы от возрастных складок и остатков прыщей, хотя кроме самых тонков волосков и мельчайших пор видно на этой частоте не должно быть ничего.

Подытоживая в конце я хочу чтобы каждый прочитавший данную статью попробовал сделать объемную «болванку» своего портрета. Не чистить, а рисовать объем, выпуклости и впуклости, относительно плоского серого изображения. Не столько ради использования, сколько ради опыта и видения важных объемов и фактуры. Откройте свою фотографию, наложите 50% серый слой в режиме наложения мягкий свети прорисуйте объем по верху фотографии,  затем перевидите режим наложения в обычный и просто порисуйте затемнением/осветление, кисточкой, чем угодно — но сделайте яркостную болванку вашего, или не вашего, портрета.
Не особо заморачиваясь у меня получилось что-то такое. Сделал себе мини нос и наркоманские глаза, но как я сказал, я не особо заморачивался :)
Делитесь своими «болванами» в комментариях. Всем понимания мироздания, а не заучивания правил!
bandicam 2018-05-11 11-03-38-187bandicam 2018-05-11 11-03-40-451